Как работать на комбайне нива.
Комбайн Нива СК 5
Сельское хозяйство СССР не обходилось без зерноуборочной техники. Прославленный на все государство комбайн Нива СК 5 представлялся одной из самых востребованных моделей того времени. А также машина стала базовым устройством при производстве узкоспециализированной техники, применяемой во многих отраслях жизнедеятельности.
Назначение
Основное назначение комбайна – сборка урожая зерновых культур. Измененная модификация Нива СК5м1 способна справляться с уборкой кукурузы, бобовых растений, сои при установке вспомогательного оборудования.
В настоящее время комбайн применяется в небольших фермерских хозяйствах, которые обрабатывают малые площади. Данная техника вполне подходит для небольших угодий, где использование серьезных машин с высокой производительностью не целесообразно.
Технические характеристики
Технические характеристики комбайна Нива СК 5 позволяют вступать модели в конкурентную борьбу с аналогичными иностранными устройствами. Общие технические показатели:
- Выработка – 5 кг/сек;
- Емкость бункера – 3000 л;
- Быстрота разгрузки бункера – 40 л/сек;
- Высота выгрузки – 2,9 м;
- Поперечный размер жатки – 5 м;
- Число ножевых приспособлений – 64 шт;
- Размер – 7,6х3,9х4,1 м;
- Масса – 7,4 т;
- Устройство очистки – двухрешетное;
- Длина деталей соломотряса – 3,6 м;
- Число деталей соломотряса – 4 шт;
- Вид молотильно-сепарирующего механизма – барабан;
- Быстрота кручения барабана – 2900 об/мин;
- Быстрота срезов ножевого механизма – 750-1235 срезов/мин.
Нива 5 считается компактным устройством, подходящим для больших и малых территорий уборки со сложными границами.
Характеристики двигателя
При помощи силового агрегата все приспособления зернового комбайна нива начинают свою работу.
Основные показатели мотора:
- Виды двигателя – СМД-17К, СДМ-18К с силой в 100 л.с.
СМД-19К, СМД-20К, СДМ-21 с мощностью 120 л.с. - Число цилиндров – 4 шт;
- Метод запуска – бензиновый запуск/стартер.
Четырехтактные моторы, работающие на дизельном топливе, выпускаются в рядном исполнении. Более мощные агрегаты снабжены системой турбонаддува, обеспечивающей охлаждение воздуха перед заходом в турбину.
Старые модификации имели бензиновый метод запуска. Новые устройства оборудованы стартером, обладающим большим запасом активного пользования. Двигатель комбайна Нива являлся довольно мощным для устройств прошлого века.
Кабина
Старые модели оснащались весьма неудобной кабиной. Так как машина эксплуатировалась в летний период, спасаться от жары при помощи встроенной принудительной вентиляции не получалось.
Сиденье оператора имеет настройку по высоте и ширине. Управление осуществляется рулевой колонкой, находящейся прямо перед креслом. Для управления жаткой, молотильным механизмом и выгрузкой предусмотрены рычажки и тумблеры в легком доступе.
Новейшие модификации снабжены кабиной с электронным механизмом управления, кондиционером. Предусмотрено губчатое ковровое покрытие для облегчения продолжительного пребывания за управлением. Представленные в сети фото Нива СК 5 помогают судить о расположении основных узлов контроля работы комбайна.
Расход топлива
Вместимость бака для топлива составляет 300 литров. Удельный расход топлива равен 162 г/л.с. ч.
Устройство
Устройство комбайна Нива СК 5 содержит ходовую часть, гидравлику и жатку. Ход комбайна обеспечивается мостом ведущих колес, мостом управляемых колес и вариатором. Для перемещения ведущих колес имеются такие основные узлы:
- коробка передач;
- муфта сцепления;
- дифференциал;
- КПП с тормозом;
- пара бортовых редукторов.
Коробка передач имеет три вала и систему шестерен. Коробка обеспечивает три передние передачи и одну заднюю.
Водимые колеса соединены жесткой балкой. А также имеются поворотные кулаки и трапеция с цилиндром, работающим от гидропривода.
Вариатор играет роль передатчика крутящего момента со шкива мотора на КПП. Происходит это за счет клиноременного механизма. Управление вариатором осуществляется оператором.
Система гидравлики участвует в процессах управления основными элементами машины, опустошении бункера, осуществлении поворотных движений, наборе или снижении скорости. Система гидравлики делится на такие составляющие:
- насос;
- распределитель;
- насос для дозирования;
- поршневой цилиндр.
Зерноуборочный комбайн Нива СК 5м имеет основной элемент для уборки растений – жатку. Она содержит такие элементы:
- раму с башмаками;
- мотовило;
- аппарат резки;
- шнек;
- транспортерная лента плавающей разновидности;
- подборщик (используется при раздельном способе зерноуборки).
Схема комбайна Нива СК 5 подразумевает определенный ход работы:
- наклоненные мотовилом растения срезаются и подаются в молотильно-сепарирующую систему после сужения;
- в приемном битере происходит разделение на камни и основную массу зерновых культур;
- в барабане зерна отделяются от колосьев;
- полученная солома поступает на соломотряс;
- после полного разделения зерно подается в бункер;
- обработанная солома движется в копнитель, где уплотняется;
- после набивки копнителя оператор выгружает копну;
- копнитель закрывается.
СК 05 отличается высокой маневренностью и простотой контроля в непредвиденных обстоятельствах.
Преимущества и недостатки
Техника обладает рядом достоинств:
- высокая выработка при низкой стоимости;
- простота конструкции;
- упрощенное обслуживание и ремонт;
- наличие в продаже запасных частей и комплектующих до доступной цене;
Вес комбайна Нива СК 5 дает возможность употреблять его для разнообразных почв в разных климатических условиях. Среди недостатков можно выделить следующие:
- неспособность выполнять плавный ход по мягкой поверхности вследствие ременного привода;
- быстрый износ ремней;
- навесной механизм жатки не очень надежен.
Конечно, модель обладает отрицательными качествами, но цена и простота обслуживания обуславливают популярность приобретения фермерами этой модели.
Отзывы
Пользователи техникой отмечают трудное трогание с места на мягких грунтах с наполненным бункером. Механизаторам нравится простота замены множества узлов, и поэтому простой при эксплуатации в полевых условиях почти не случается. Многие отмечают быструю окупаемость техники.
Чем может комплектоваться
Техника может комплектоваться дополнительными механизмами для обработки кукурузных, бобовых, соевых полей. При желании на комбайн можно установить жатку или подборочную платформу.
Аналоги
Аналогичными моделями комбайна считаются улучшенные модификации «Нива-эффект» и комбайн Акрос 530.
Стоимость
Так как выпуск образца СК 5 прекращен, то можно купить поддержанную марку машины по цене 160000-600000 рублей. В интернете представлено много объявлений о продаже. Фото комбайна Нива не отображает техническое состояние. Поэтому при осмотре следует обратить внимание на состояние конструкции и барабанного механизма.
Комбайн Нива СК 5 идеально подойдет для незначительного фермерского угодья. Быстрая окупаемость и достаточная выработка сыграют неплохую роль при становлении деятельности.
Комбайн Нива СК 5
Зерноуборочный комбайн Нива СК- 5 — это самоходный комбайн производительностью 5 кг/с, выпускавшийся в СССР c 1970-го года заводом «Ростсельмаш». Когда-то комбайн «Нива» СК-5 был из популярнейших в СССР и являлся своеобразной «визиткой» советского сельскохозяйственного машиностроения. Сейчас на смену ему пришли более современные такие как комбайн Акрос 530.
Он появился на свет в после глубокой модернизации более старой модели СК-4, которая работала на полях с 1960 года. Производство комбайна продолжается и в наше время под брендом СК-5 «Нива-Эффект», а популярность его среди отечественных аграриев по-прежнему очень высока.Тысячи этих комбайнов продолжают успешно косить и обмолачивать хлеба на российских полях, подтверждая высокое качество продукции «Ростсельмаш».
Фото комбайна Нива СК-5
Идя в ногу со временем, конструкторы завода «Ростсельмаш» сделали новые модели более удобными для комбайнера, отказавшись от аскетизма советских времен. Изначально выполнявшаяся в спартанском духе кабина нового комбайна Нива СК 5 приятно удивляет своей комфортабельностью. Она стала герметичной и выполнена из современных звукоизоляционных материалов, что обеспечивает необходимые условия для эффективности работы комбайнера, которая координируется с работой других, находящихся, например за рулем трактора МТЗ-320 Беларус.
Устройство комбайна Нива СК-5
Фото устройства комбайна Нива СК-5
1. Мотовило 2. Режущий аппарат 3. Шнек 4. Пальчиковый аппарат 5. Наклонная камера 6. Приемный битер 7. Камнеуловитель 8. Барабан 9. Приставка деки 10. Основная дека 11. Отбойный битер 12. Соломотряс 13. Транспортная (стрясная) доска 14. Пальчиковая (разравнивающая) решетка 15. Верхнее решето 16. Удлинитель верхнего решета 17. Нижнее решето 18. Скатная доска 19. Зерновой шнек 20. Колосовой шнек 21. Зерновой элеватор 22. Колосовой элеватор 23. Верхний (распределительный) колосовой шнек 24. Скатная доска удлинителя 25. Половонабиватель 26 Измельчающий барабан с ножами 27 Противорежущий брус 28. Шнек измельчителя 29. Вентилятор измельчителя 30. Бункер 31. Вентилятор очистки
Принцип работы
Мотовило, вращаясь, наклоняет стебли, режущий аппарат срезает их, а мотовило укладывает на суживающий шнек. Шнек суживает массу и пальчиковым аппаратом подает в наклонную камеру, плавающий транспортер наклонной камеры подает в молотильно-сепарирующее устройство (МСУ).
Приемный битер подхватывает массу и подает к барабану. Попавшие камни, лопасти приемного битера отбивают в камнеуловитель. Камера камнеуловителя забита рыхлой массой, поэтому срезанные растения скользят по ней и направляются лопастями приемного битера в зазор между барабаном и декой, а камни пробивают эту подушку и попадают на дно камнеуловителя. Барабан своими бичами протаскивает массу по деке. Бичи, ударяя по колосьям, выбивают из них зерно, которое проваливается в отверстия деки. Для того чтобы меньше травмировать зерно, на бичах сделаны насечки – рифы, они заменяют прямой удар на скользящий. При таком ударе зерно меньше травмируется. Так как рифы смещают массу в сторону, перегружая одну сторону комбайна, и недогружают другую. Чтобы этого не произошло, бичи ставят поочередно с левой и правой насечкой (рифы). Так как барабан вращается с большой скоростью (примерно 1000 об/мин для пшеницы), он разгоняет массу на деке, скорость массы увеличивается, а толщина ее уменьшается. Для качественного обмолота, необходим постоянный контакт между бичем, колосом и декой, поэтому зазор на выходе из МСУ уменьшается (для пшеницы вход 18 мм, середина 14 мм, выход 2 мм). Колосья, проходя по деке, ударяются о поперечную планку и выделяют зерно, таким образом, в МСУ вымолачивается 100 % зерна, а выделяется из соломы (сепарируется) около 80 %. Оставшиеся 20 % свободного зерна вместе с соломой и оторванными колосками уходят на соломотряс. Прошедшее, сквозь деку зерно, колоски и полова сходят на транспортную доску очистки. Отбойный битер отбивает солому от барабана и направляет в начало соломотряса.
Солома, свободной зерно и колоски, попавшие на соломотряс, за счет ступенчатой поверхности и круговых движений клавиш распушаются и транспортируются назад к копнителю. Так как масса распушилась, более тяжелые колоски (чем солома) и зерно проваливаются вниз, проходят через жалюзийные отверстия клавиш и по наклонному дну клавиши скользят на транспортерную доску очистки, а солома идет в копнитель.
Зерновой ворох (зерно, полова, колоски и мелкий сор) поступает на стрясную доску от МСУ и соломотряса. За счет ступенчатой поверхности и возвратно-поступательных движений стрясной доски ворох перемещается назад, к пальчиковой решетке. Мелкие частицы (зерно, полова и мелкие колоски) проваливаются через пальчиковую решетку и падают на начало верхнего решета, а крупные сходят с пальчиковой решетки и падают на средину верхнего решета. Верхнее решето состоит из жалюзей, они открыты на 2/3. Сквозь них проваливается все зерно и мелкие колоски, а крупные колоски сходят на удлинитель верхнего решета, полова выдувается вентилятором в копнитель, колоски, сошедшие на удлинитель, проваливаются через его жалюзи и попадают в колосовой шнек. Все зерно и мелкие колоски, попавшие на нижнее решето, за счет ступенчатой поверхности (жалюзи) и круговых движений транспортируются назад. Так как жалюзи открыты на 1/3, сквозь них проваливается только зерно, и падает на скатную доску, а колоски сходят и падают в колосовой шнек. Зерно скатывается по скатной доске и поступает в зерновой шнек. Колоски с колосового шнека попадают в колосовой элеватор, далее на верхний колосовой шнек (распределительный). С него на отбойный битер, далее на барабан, на повторный обмолот. Зерно зерновым шнеком подается на зерновой элеватор в бункер.
Солома, попавшая в копнитель, уплотняется половонабивателем с помощью подпрессующей камеры. Вход в камеру широкий, а выход – узкий, поэтому солома сжимается в 2 раза. Половонабиватель направляет полову на днище копнителя. Когда копнитель набивается, и комбайн подходит к ряду копен, комбайнер нажимает на педаль, копна выгружается. После схода копны копнитель автоматически закрывается.
В настоящее время на большинстве комбайнов устанавливают, вместо копнителя — измельчитель. В изельчителе солома измельчается и вместе с половой разбрасывается по полю, или грузится в транспортное средство.
Невозможно представить работу этой модели без такого элемента как жатка комбайна Нива СК-5.
Легендарный советский комбайн СК-5 Нива | Сельхозтехника
СССР активно осваивал целинные земли, из-за чего огромные территории были перепаханы и засеены зерном. Лозунг тех дней “Обогнать и перегнать прогнившый запад” был не только про космос, но и про сельское хозяйство. Обязательно нужно было бить какие-то нереальные рекорды по сбору урожая.
Производился комбайн с 1973 года на “Ростсельмаше” . Был успешен, стал самым распространенным зерноуборочным комбайном в СССР. Был своеобразной “визитной карточкой” советского сельхозмашиностроения.
Нива создана по классической схеме для комбайна: несущая молотилка, навесная жатка и копнитель.
На комбайны в разное время устанавливались двигатели СМД-17К, СМД-18К, СМД-19К, СМД-20К, СМД-21 с мощностью от 100 до 120 л.с. Последние три двигателя оснащались интеркулером для охлаждения подаваемого в двигатель воздуха для более эффективного сжигания топлива. Все двигатели рядные четверки, работают на дизельном топливе.
На современном СК-5 “Нива-эффект” стоит дизельный двигатель мощностью 155 л.с.. Отличается более низким расходом топлива и повышенной надежностью
Двигатель расположен позади зернового бункера, к нему можно подойти с любой стороны, потому легко обслуживается.
Заводился как и многие другие двигатели тех лет стартером из кабины. Но чаще всего стартеры были демонтированы, поэтому заводили по старинке, дергая шнур, намотанный на маховик пускового 2-тактного бензинового двигателя, который в свою очередь приводил в движение основной дизельный мотор, запуская цепную реакцию в блоке цилиндров.
Клиноременный механизм приводит в движение колеса комбайна и всех его механизмов. По сути дела это вариатор .
За счет перемещения подвижного диска изменяется радиус, по которому бежит ремень. Когда диски сближаются, ремень вытесняется на внешний радиус и наоборот. В результате меняется передаточное число. Автоматика стремится поддерживать постоянные фиксированные обороты двигателя вне зависимости от скорости передвижения комбайна для более эффективной обработки урожая.
Управляя газом такого комбайна, мы по сути управляем не двигателем, а передаточным числом вариатора.
Привод осуществляется на передние колеса. Задние колеса являются поворотными, управляются гидроцилиндром.
Впереди комбайна могут цепляться жатки различного предназначения .
Основная жатка это ЖКН-5 шириной 5 метров. Предназначена для сбора зерновых культур. Режущими подвижными ножами срезаются стебли растения, затем стебли направляются на центральный транспортер, который доставляет собранное в комбайн.
Был и другой тип жатки, предназначенный для сбора кукурузы.
Также применялись жатки для скашивания травы и других растений, предназначенных для кормления животных.
Такая жатка собирала растения и оставляла валки с левой стороны.
Вернемся к зерну. Собранные злаковые попадали внутрь комбайна, где зерна отделялись от стеблей и очищались от примесей. Зерно поступало в бункер, а стебли накапливались в копнителе, потом выгружались в большие соломенные кучи на поле, либо поступали в специальные прицепы.
Также были варианты, когда стебли просто измельчались и “выкидывались” на поле позади комбайна.
Кабина комбайна располагается слева от бункера.
Боковое расположение кабины давало некоторые неудобство, в некоторых ситуациях было сложно следить за жаткой и тем по какой траектории она идет.
Внутри кабины настоящие спартанские условия. В последних модификация хоть и ставят кондиционер, а в советское время спастись от жары и пыли было невозможно.
Рулевое колесо, пара аналоговых приборчиков, педали на полу и много различных рычагов, вот и всё убранство в кабине. Справа от водительского сиденья – окошечко, через которое механизатор смотрит наполненность бункера.
А Вы видели как работают комбайны ночью? Фары, установленные впереди словно парят над землей. Кажется, будто, НЛО несется над полем.
После того, как бункер наполнится, происходит то, ради чего комбайны придуманы. Подъезжает грузовичок (или трактор с телегой).
И кузова наполняются зерном.
СК-5 Нива оказалась неприхотливой техникой. Советским механизаторам, которые всегда всё ремонтировали сами, нравилась простота обслуживания и ремонта.
Да что уж говорить, по сей день комбайн жив и востребован в небольших хозяйствах, где не рентабельно держать высокопроизводительных “иностранцев”. Только окраску сменила “Нива” с красной на зеленую. Уже как 46 лет бороздит СК-5 “Нива” просторы отечественных полей.
Спасибо, что Вы с нами, подписывайтесь на наш канал. Ждем от Вас комментариев! До скорых встреч!
Источники:
http://traktoramira.ru/kombajny/kombajn-niva-sk-5.html
http://selhoztehnik.com/kombajn-niva-sk-5
http://zen.yandex.ru/media/id/5d457d0543863f00ad7c58b9/5d4e8ccf43863f00ae17ea1e