1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В лесу растет ковыль. Биология (6 класс)/Растение — живой организм

§ 55. Характеристика основных экологических групп растений

1. Что такое ткань? 2. Какое значение имеют покровные и механические ткани? 3. Каково строение клеток этих тканей? 4. Что такое межклетники? Какую роль они играют?

Когда вы изучали строение отдельных органов и тканей, то в основном знакомились с теневыносливыми растениями, живущими в местах с достаточным увлажнением. Это наиболее типичная экологическая группа растений. Понимая общие закономерности строения и жизнедеятельности растений, зная характеристику этой экологической группы, вы сможете легче разобраться в особенностях организации других групп.

Светолюбивые растения

Свет оказывает большое влияние на форму растений. Растущие на открытом месте светолюбивые деревья, как правило, невысокие, разветвленные, с широкой кроной (сосна, береза, лиственница, белая акация). В лесу эти же деревья выглядят совершенно иначе, например сосна здесь имеет высокий, стройный ствол с кроной, расположенной на самой вершине [190]. А у сосны, выросшей на опушке, крона однобокая, годичные кольца древесины шире на освещенной стороне. Под влиянием затенения светолюбивые растения теряют боковые ветви.

Благодаря интенсивному освещению некоторые светолюбивые травянистые растения образуют низкорослые, часто розе- точные формы с укороченным стеблем (подорожник, одуванчик, горные растения), другие растения могут иметь достаточно высокий стебель (луговые травы, иван-чай).

Светолюбивые растения имеют характерное строение листьев (см. [85]). Они обычно небольшие, плотные, с блестящей толстой кожицей и многочисленными устьицами. У многих растений листья покрыты восковым налетом или волосками, что предохраняет их от прямого воздействия солнечных лучей. У некоторых растений листья на стебле расположены вертикально (степные злаки) или повернуты ребром к падающим лучам солнца (эвкалипт). Это также избавляет лист от чрезмерного нагревания.

В клетках мякоти листа хлоропластов, как правило, немного, поэтому они имеют светло-зеленую окраску.

У светолюбивых растений хорошо развиты механические ткани и корневая система.

Тенелюбивые растения

Растут под пологом леса, в глубоких расщелинах и других местах, куда не проникают прямые лучи солнца (лишайник, вороний глаз, ветреница). В таких местах обычно повышенная влажность. Эти условия оказывают влияние на строение тенелюбивых растений.

Механические и проводящие ткани развиты слабо, поэтому побеги обычно хрупкие и нежные. Листовые пластинки у этих растений довольно крупные, тонкие (см. [85]). Кожица листа тонкая, ее клетки часто содержат хлоропласты. Устьица могут быть расположены на верхней и на нижней сторонах листа.

Хлоропласты в клетках листьев крупные, хлорофилла в них больше, чем у светолюбивых растений. Это обеспечивает возможность фотосинтеза при слабом, рассеянном освещении.

Растения водных и избыточно увлажненных мест обитания

Большинство живущих в воде растений имеет очень большую поверхность тела по отношению к его общей массе. Они поглощают воду и растворенные в ней вещества всей поверхностью тела, в связи с чем корневая система у них развита слабо, а иногда и совсем отсутствует (элодея, перистолистник). На погруженных в воду частях растений покровные ткани развиты слабо. Устьиц на подводных листьях нет.

У извлеченных из воды растений стебли и листья обвисают. Это связано с тем, что их механические ткани развиты очень слабо и растения могут сохранять вертикальное положение только в воде, которая их поддерживает.

Иное строение у листьев водных растений, плавающих на поверхности [191]. На их верхней стороне, как и у сухопутных растений, образуются многочисленные устьица (на 1 мм 2 верхней стороны листа кувшинки их 460—500), обеспечивающие газообмен с воздушной средой и интенсивное испарение. Поверхность листа покрыта плотной глянцевой кожицей, она плохо смачивается, поэтому вода скатывается и не заливает устьица.

У всех водных растений сильно развита система межклетников, заполненных воздухом, а у некоторых образуется воздухоносная ткань.

Сухопутные растения, живущие в сильно увлажненной среде, совсем не выносят даже кратковременного иссушения. Это объясняется тем, что они плохо регулируют испарение, не могут сохранять в тканях необходимое количество воды и при засухе вянут и погибают. Среди этих растений можно выделить две группы. К первой относят растения, живущие в сильно увлажненных тенистых местах (в лесу это некоторые виды папоротников, кислица). Для растений этой группы характерны признаки тенелюбивых растений. У них обычно плохо развита корневая система, многочисленные устьица расположены на верхней и на нижней сторонах листа. У некоторых, кроме устьиц, есть особые образования — гидатоды (от греческих слов «гидор» — вода и «одос» — путь), через которые излишки воды удаляются из растений. Поэтому у многих растений, живущих при повышенной влажности почвы и воздуха, на листьях часто появляются капли воды. Это явление получило название «плач растений».

Читать еще:  Acros 585 технические характеристики.

Ко второй группе относят растения, живущие в хорошо освещенных сырых местах, на переувлажненных почвах, во влажном воздухе, например калужница болотная, пушица, подмаренник болотный, рогоз, рис и др. [192].

Эти растения плохо переносят засуху, ветры. Корневая система у них обычно развита слабо, расположена поверхностно. Из-за недостатка воздуха во влажной почве в корнях и стеблях часто образуется система межклетников, развивается воздухоносная ткань. Некоторые особенности строения этих растений позволяют им быть более устойчивыми к действию прямых солнечных лучей. Кожица их листьев достаточно плотная, устьица расположены главным образом на нижней стороне. Механические ткани хорошо развиты.

Растения сухих мест обитания

Живут при значительном недостатке влаги, чаще всего в степях, полупустынях и пустынях. Растения этой экологической группы обычно обладают хорошо развитой корневой системой, многие из них запасают воду в тканях корня, стебля или листьев [193]. Их листья имеют толстую, плотную кожицу, опушение или превращены в колючки (кактусы), устьиц немного, и расположены они, как у олеандра, — в углублениях [194]. На листьях и других органах есть водонепроницаемый восковой налет (сахарный тростник), листья в период засухи могут быть свернуты в трубку (ковыль) (см. [88]).

Таким образом, среди растений можно выделить несколько основных экологических групп: светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, растения водных и избыточно увлажненных мест обитания, растения мест достаточного увлажнения и растения сухих мест обитания. У растений каждой группы выработались приспособления, позволяющие им нормально расти и развиваться в определенных условиях обитания.

Особенности строения растений разных экологических групп

1. Изучите особенности строения комнатных растений (колеус, алоэ, бальзамин, бегония, кактус, циперус и др.). Отметьте размеры и окраску листьев; особенности кожицы (тонкая, нежная, толстая, плотная, глянцевая, покрыта восковым налетом); опушены ли листья; где и как расположены устьица, особенности других органов.

2. Определите, к каким экологическим группам можно отнести эти растения. Укажите признаки, на основании которых вы сделали вывод.

3. Сделайте такое же описание нескольких растений из школьного гербария. Определите, к каким экологическим группам относятся изученные растения.

ВОЗДУХОНОСНАЯ ТКАНЬ. ГИДАТОДЫ

Ответьте на вопросы

1. Какие экологические группы растений можно выделить в зависимости от их отношения к освещенности? 2. Какие экологические группы можно выделить в зависимости от отношения растений к влаге? 3. Чем можно объяснить сходство в строении тенелюбивых и живущих при повышенной влажности почвы и воздуха растений? 4. Какие черты сходства наблюдаются у растений засушливых мест обитания и светолюбивых растений?

Задания для самостоятельной работы

Изучите растения елового и соснового леса. Отметьте особенности их строения в каждом типе леса. Объясните, какие условия влияют на формирование видового состава растений в этих лесах.

Проведите наблюдения за весенними явлениями в жизни растений.

Весна — пора пробуждения растений [195]. В природе она вступает в свои права с началом сокодвижения у растений. Это первый признак весны. Раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клена остролистного, чуть позднее — у березы.

Отметьте, когда началось сокодвижение у этих растений в вашей местности.

Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников — второй признак весны. В средней полосе европейской части страны первой зацветает ольха серая [196]. Цветки ее невзрачны, но распустившиеся сережки из тычиночных цветков хорошо заметны. Почти одновременно с ольхой зацветают орешник, мать-и-мачеха. Запишите в тетрадь, когда зацвели эти растения. Какова продолжительность цветения этих растений в вашей местности? Ранней весной цветут многолетние травянистые растения лиственного леса. Они часто зацветают до того, как сойдет снег, поэтому их называют подснежниками. Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках еще нет листвы.

Выясните, какие первоцветы растут в вашей местности.

Наблюдая за жизнью растений в природе, составьте календарь весны для своей местности. Запишите в календаре сроки цветения ольхи, мать-и-мачехи, орешника и раннецветущих многолетних растений — подснежников. Затем запишите сроки распускания листьев у березы и липы, зацветания одуванчиков, вишни, сирени, ландыша.

Читать еще:  Бонсай лимон как выращивать. Как вырастить...

Если вы живете в сельской местности, установите, какие виды сельскохозяйственных работ проводят во время того или иного весеннего явления, замеченного вами (например, посев огурцов — во время цветения акации). Записывайте в дневник наблюдения в виде таблицы:

§47. Природное сообщество

1) Дай определения понятий, пользуясь текстом параграфа

Ответ: Растительное сообщество – на однородной территории (в лесу, в болоте, на лугу), имеющей определенную почву, влажность и освещенность, растут разные растения, приспособившиеся к совместной жизни

Природное сообщество, или биоценоз – совокупность видов растений, животных, грибов, бактерий, длительное время сосуществовавших в определенном пространстве и взаимосвязанных между собой

Пищевая цепь – ряд организмов, в котором каждый предыдущий служит пищей для последующего

2) Выскажи свою точку зрения, ответив на вопрос: можно ли утверждать, что на знакомых тебе рисунках 105-107, приведенных в §39 учебника, представлены различные природные сообщества?

Представлено ли природное сообщество: да («+»), нет (« — »)

Разные растения и животные живут на одной территории

Разные растения и животные занимают одну и ту же территорию

Обитатели пресного водоема

Приспособлены растения и животные к одной и той же природной среде

3) Докажи, что ярусное расположение живых организмов в лесу (вернись к рисунку 85, В, §29) позволяет им существовать на одной территории. Приведи доказательства, завершив следующий текст

Уживаться в одном сообществе живым организмам позволяют:

* потребность растений и животных в разных питательных веществах, например

Ответ: углеводах, микроорганизмах, белках, жирах и т.д.

* потребность животных в разной пище, например

Ответ: волки питаются мелкими животными, дятлы питаются личинками и вредителями деревьев

* разная потребность растений в количестве света, например

Ответ: остатки пищи, останки животных, раскладывающиеся остатки пищи

4*) Нарисуй (или назови) несколько живых организмов – обитателей леса (или луга), влияющих на жизнедеятельность друг друга

Дз 1) Подумай, что интересного о жизни луга или леса ты сможешь рассказывать своим друзьям. Напиши короткий рассказ о любом природном сообществе на территории местности, где ты живешь. Отметь, какое влияние на жизнь этого сообщества оказывает хозяйственная деятельность человека

Ночью луг очень красивый. В небе светит серебристый месяц. В траве стрекочут сверчки. Тихо, тихо, журчит прохладный ручеек. В ручейке серебрится лунный свет. Маленькие серы мышки снуют туда-сюда. Они заготавливают себе припасы на зиму. Вдруг над лугом пролетела летучая мышь. Но никто из обитателей луга ее не испугался. Местами пролетают светлячки. Ночной луг тих и спокоен

Лес – это целый мир, полный жизни. Обитатели леса не слишком любят показываться на глаза гостям. Прячутся в норках лисы, за кустом таятся трусливые зайки. Но если долго гулять по лесу весной, летом или ранней осенью, то обязательно заметишь, как кипит жизнь под кронами деревьев. Если прийти в лес утром, между стволами деревьев еще стоит белесый туман. Трава мокра от росы, а деревья стряхивают на путника целый дождь. В гуще леса темно. Но вот солнце пробивается сквозь листву и озаряет лесной мир. Птички радостно приветствуют солнышко – ведь теперь им не угрожает хищная ночная сова! Пернатые начинают свой обычный дневной щебет. Прыгают по ветвям беспечные маленькие синички и чижики. Характерно «поскрипывает» в своем гнезде хозяйственный скворец. Стучит по стволу дятел в красной шапочке. Этот трудяга вытаскивает из-под коры вредных для деревьев насекомых. Где-то в чаще поет иволга: как будто нежные звуки флейты разливаются по лесу

2) Составь схему пищевых связей в любом из природных сообществ местности, в которой ты живешь

Экскурсия № 2. Живые организмы зимой

Подробное решение экскурсия 2 по биологии для учащихся 5 класса, авторов Т.С. Сухова, В.И. Строганов 2015

Цель: научиться наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм.

1. Зарисуй схему расположения растений в лесу ярусами. Назови известные тебе растения. В отчёте поясни причину ярусного расположения растений.

Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб). Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня). Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета. Четвертый ярус – это травянистый покров (ландыш, грушанка, сныть), а пятый – мхи и лишайники.

Читать еще:  Как проверить мед на натуральность химическим карандашом. Cпособы проверки мёда на натуральность в домашних условиях

Ярусность способствует увеличению числа организмов на единицу площади, ослаблению конкуренции между ними, более полному и разностороннему использованию условий среды.

2. Найди сосну, растущую в чаще леса, её силуэт зарисуй.

3. Зарисуй сосну, растущую на открытом месте. Поясни обе зарисовки сосны, ответив на вопрос: «Влияние какого фактора неживой природы на сосну ты наблюдал?»

Доступ света к растениям в чаще леса неодинаков. Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Поэтому у сосны, растущей в лесу нижние ветки высыхают при недостатке света, крона развивается на сомой вершине. У сосны растущей на открытом месте света в достатке и крона равномерная.

4. Рассмотри и зарисуй веточку сосны или ели с листьями-иголками. Приспособленность к какому фактору среды ты наблюдаешь у этих вечнозелёных растений?

У этих вечнозелёных растений игольчатые листья, благодаря чему уменьшается количество снега, который может скапливаться на них зимой. Кроме того, эти листья имеют малую площадь, с которой испаряется влага, покрыты толстой кутикулой, уменьшающей потерю влаги летом.

5. Понаблюдай, каких животных (или их следы) можно встретить зимой. Чем питаются эти животные? Приведи один-два примера.

Зимой можно встретить белку, лису, снегирей, сороку.

В основе беличьего питания — семена различных хвойных деревьев, шляпочные грибы, обладающие высокой питательной ценностью. Отсутствие семян хвойных вынуждает белок употреблять в пищу почки деревьев и кору, плоды лещины (лесные орехи) и желуди, сережки ивы, ягоды, молодую листву дуба и лишайники. Включают в свой рацион белки и различных насекомых, их личинок куколок. Не брезгуют белки птичьими яйцами, могут и птенцов съесть. Могут обгладывать и кости животных, и рога, которые сбрасывают некоторые лесные копытные, например, лоси.

Белки запасают грибы и орехи на зиму. При этом грибы они прячут на деревьях, а орехи напротив, закапывают в землю и листья. Найти свои запасы белка может даже под метровым снежным покровом, благодаря своему исключительно развитому обонянию.

Питается снегирь семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами (в частности, рябиной). Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливает в основном растительными кормами, добавляя насекомых и ягоды.

6. Отметь влияние деятельности человека на лес:

Защита от вредных насекомых.

Восстановление зеленых участков зеленого насаждения посредством посадки новых деревьев.

Создание особо охраняемых природных территорий.

Запрет охоты на отдельные виды или в определённое время.

Подкормка животных зимой.

б) отрицательное.

Браконьерство, вырубка, инициирование лесных пожаров, загрязнение бытовыми отходами, загрязнение воздуха промышленными предприятиями (выбрасывается большое количество вредных соединений в воздух, уничтожающих леса).

Собирая семена, он ухудшает условия естественного возобновления. Особенно это относится к деревьям с крупными съедобными семенами или плодами.

Большой вред лесу наносит и прокладка дорог поперек склонов. На горных склонах вода внутрипочвенным стоком все время течет вниз. Деревья приспособились получать ее из этого стока, а вместе с ней и питательные вещества. После уплотнения почвы при строительстве дороги почвенный сток замедляется, а то и совсем прекращается. Над дорогой начинается заболачивание, а снизу — увеличивается сухость, деревья получают меньше питательных веществ. И то и другое вредно отражается на росте леса и вызывает нежелательную смену растительности.

7. Сделай выводы о влиянии условий среды на живые организмы.

Все условия окружающей среды, влияющие на живые организмы называют экологическими факторами. Среди них различают факторы неживой природы (температура, влажность, свет, ветер, состав почвы или воздуха, рельеф местности). Другую группу составляют факторы живой природы, обусловленные взаимодействием организмов между собой.

Особой группой экологических факторов является деятельность человека, коренным образом изменяющая условия существования организмов. Человек может разрушать одни типы растительных сообществ (вырубать леса, распахивать целинные степи, осушать болота) и искусственно создавать другие (сады, поля, огороды, пастбища, лесонасаждения, парки).

Деятельность человека может неблагоприятно влиять на живые организмы, вызывать исчезновение определенных видов (например, растений, имеющих ценную древесину, красивые цветки или используемых как лекарственные), нарушение устоявшихся взаимосвязей в сообществах. Вследствие этого множество видов уже исчезло с лица нашей планеты (вымерли), а еще больше нуждаются в охране.

Человек должен охранять все организмы, населяющие нашу планету, но особое значение имеет сохранение и воссоздание именно растительности, так как от нее зависит жизнь на Земле.

8. Оформи отчёт об экскурсии.

Источники:

http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_6_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/55.html
http://tetrab.ru/5-klass/biologiya/rabochaya-tetrad-po-biologii-5-6-klass-suhova-t.-s.-stroganov-v.-i/47.-prirodnoe-soobshhestvo.html
http://resheba.me/gdz/biologija/5-klass/suhova-stroganov/1-2

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector