3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виноградный плод. «…сотворивший плод виноградной лозы!»

Кицур Шульхан Арух, стр. 73

КАКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ПРЕЖДЕ

1. Если перед человеком лежат несколько плодов и он хочет съесть их все1: если благословения на них одинаковы, он благословляет сначала на тот плод, который наиболее предпочтителен для него и который он больше хочет2; если же он хочет оба вида одинаково, тогда, если один из лежащих перед ним плодов относится к «семи видам плодов, которыми славна Земля Израиля» (см. выше, глава 51, параграф 7), пусть произнесет благословение на этот вид, даже если этого плода у него есть только половинка, а остальные плоды — целые.

Если же среди этих плодов нет ни одного плода из семи видов, то, если один из плодов целый, а остальные нет, благословляет на целый.

И также если благословения на лежащие перед ним плоды не одинаковы, то есть благословение на один из них — «…сотворивший плод дерева», а на другой — «…сотворивший плод земли», то есть он должен произнести благословения на оба плода, то, если один он любит больше, чем другой, пусть благословит сначала на тот, который он больше любит; если же он любит их оба одинаково, пусть сначала благословит на плод из «семи видов», даже если это только половинка плода. Если же среди них нет ни одного плода из семи видов, предпочтительнее целый. Если же они оба целые или оба половинки, пусть произнесет сначала «…сотворивший плод дерева», а потом «…сотворивший плод земли».

2. Если все плоды относятся к «семи видам», и человек все их любит одинаково’, он должен прежде произнести благословение на тот вид, который раньше упоминается в стихе (речь идет о стихе из Пятикнижия: «Земля пшеницы и ячменя, и виноградной лозы, и инжира, и граната, земля масляных оливок и финикового меда». — Переев). При этом второе слово «земля», упомянутое в стихе, начинает отсчет заново. Поэтому получается, что финики имеют преимущество перед виноградом, поскольку финики являются вторыми при отсчете от второго слова «земля», а виноград — третьим при отсчете от первого слова «земля». Имеется в виду именно виноград, однако вино, поскольку оно является важным настолько, что на него установлено специальное благословение, предшествует всем фруктам.

3. То, что мы сказали, что плоды из «семи видов» предшествуют всем остальным, справедливо только в том случае, если плод дозрел; однако недозревший плод не имеет такого преимущества, поскольку стих прославляет Землю Израиля только зрелыми плодами. И также если человек ест плод из «семи видов» не так, как принято его есть, как, например, грызущий семена пшеницы1, этот плод не предшествует остальным.

4. Если перед человеком лежит кушанье, благословение на которое — «…сотворивший плод дерева» или «…сотворивший плод земли», а также кушанье, благословение на которое — «…по слову Которого существует все», и он хочет есть их все — сначала следует произнести благословения «…сотворивший плод дерева» и «…сотворивший плод земли», которые являются более важными, поскольку они более конкретные и относятся только к одному виду кушаний, а«…по слову Которого существует все» — благословение, относящееся сразу ко многим видам. И даже если человек больше любит то кушанье, благословение на которое — «…по слову Которого существует все», тем не менее он должен сначала произнести благословение «…сотворивший плод дерева» или «…сотворивший плод земли».

5. Благословение «…сотворивший разные виды пищи» предшествует даже благословению на вино. И тем более благословение «…дающий хлебу вырасти из земли», которое предшествует даже благословению «…сотворивший разные виды пищи». И поэтому в Шаббат или Йом-Тов, когда человек делает Кидуш на вино, он должен закрыть хлеб, чтобы не казалось, что он относится к нему презрительно, произнося благословение на вино раньше, чем на него. И также утром в Шаббат и Йом-Тов, когда человек делает Кидуш и ест после этого мучные изделия, он должен во время Кидуша закрыть их.

1 Вот в каком порядке благословения предшествуют одно другому, по мнению МБ, благословения их одинаковы — один из семи видов; целый; предпочтительный (что это такое — см. в следующем примечании). Благословения их неодинаковы (есть «плод дерева» и «плод земли»): предпочтительный; один из семи видов; «плод дерева»; «плод земли».

Некоторые говорят, что целый плод всегда является самым предпочтительным, но МБ сомневается в этом. (О том, что касается остальных благословений, см. в параграфах 4-5.) И см. выше, глава 50, параграф 11.

2 Если человек обычно предпочитает один вид другому, а сейчас больше хочет именно второй, то, если благословения на них одинаковы — пусть произнесет благословение на тот вид, который он обычно любит больше, и немного попробует, а затем пусть ест тот, который больше хочет сейчас. (Но тем не менее человеку, который в этой ситуации произнесет благословение на тот плод, который он больше хочет именно сейчас, есть на кого опереться.) Если благословения на них неодинаковы — видимо, сначала следует произнести благословение на «плод дерева».

Читать еще:  Какой мед из подсолнечника. Подсолнечный мед: что содержится, чем полезен, кому нельзя есть, как использовать в лечебных целях

3 А по мнению МБ, даже если он любит их не одинаково (когда их благословения одинаковы. А еслиих благословения не одинаковы (как в случае жареных зерен пшеницы и маслин), более любимый вид имеет большее преимущество, чем тот, который упоминается раньше в стихе).

4 Относительно грызения семян см. мнение МБ, глава 211, параграф 27.

ЗАКОНЫ ОБ ОШИБКАХ В БЛАГОСЛОВЕНИЯХ

1. Если человек по ошибке произнес на настоящий хлеб «…сотворивший разные виды пищи», или на’ хлеб с начинкой «…дающий хлебу…» — обязанность произнести благословение считается выполненной. Однако, если на сваренное кушанье, даже мучное, человек произнес благословение «…дающий хлебу вырасти из земли» — обязанность благословить не считается выполненной’.

Если человек по ошибке произнес на виноград благословение «…сотворивший плод виноградной лозы» — обязанность благословить выполнена. И также если человек ошибся при произнесении завершающего благословения и произнес на виноград «…за виноградную лозу…» — обязанность благословить считается выполненной, поскольку сами ягоды винограда — тоже ведь «плод виноградной лозы».

2. Если человек по ошибке благословил на «плод дерева» «…сотворивший плод земли», или, если оба эти плода были перед ним2, и человек по ошибке произнес вначале благословение «…сотворивший плод земли», имея при этом в виду, что оно будет относиться также и к «плоду дерева» — обязанность произнести благословение считается выполненной, поскольку дерево тоже в конечном итоге питается от земли. Но если человек произнес на «плод земли» благословение «…сотворивший плод дерева», обязанность произнести благословение не выполнена. И поэтому, если человек сомневается3 относительно какого-либо плода, относится ли он к «плодам дерева» или «плодам земли», и ему никак невозможно разрешить это сомнение, пусть произнесет на него благословение «…сотворивший плод земли».

3. Если человек по ошибке произнес на вино благословение «…сотворивший плод дерева», то, если он немедленно заметил свою ошибку, пусть до истечения «времени произнесения фразы» (2-3 секунды) добавит: «…сотворивший плод виноградной лозы»; если же он немедленно не вспомнил, то, раз уж так произошло, обязанность произнести благословение считается выполненной.

4. Если человек по ошибке произнес вместо любого благословения, даже на вино или на хлеб, «…по слову Которого существует все», обязанность произнести благословение считается выполненной (см. выше, глава 50, параграф 2).

5. Несмотря на то что, вообще говоря, человек должен, начиная благословение, знать, чем он его закончит (как написано в главе 50, параграф 3), тем не менее, если случилось так, что человек имел в виду завершить благословение неправильно, например, взял в руки стакан, думая, что это вино, и произнес на него благословение, по-прежнему думая, что это вино, и, не успев произнести: «…сотворивший плод виноградной лозы», вспомнил, что у него в стакане вода или пиво, и завершил благословение словами: «…по слову Которого существует все», — он не должен благословлять вторично, поскольку из-за мысленной ошибки мы не заставляем человека произносить благословение вторично. И тем более, если человек допустил обратную ошибку, то есть думал, что у него в стакане пиво или вода, и начал благословение, думая завершить его словами: «…по слову Которого существует все», — но, прежде, чем сказать: «…по слову Которого существует все», вспомнил, что в его стакане вино, и завершил словами: «…сотворивший плод виноградной лозы» — обязанность благословить выполнена, поскольку в этом случае, даже если бы он закончил благословение так, как думал вначале, оно все равно было бы засчитано.

Shofar7

Shofar Global Media

Что такое фрукт и овощ? Брахa (благословление) на разные виды еды.

Прежде всего,определения, что считается фруктом и что — овощем.

Если часть растения, питающая плод, остается из года в год, данный плод — фрукт, если же — отмирает, а в следующем году появляется заново, это — овощ. При этом ни форма растения, ни то, на какой высоте от земли располагается плод, не имеет значения.

Например, у яблони корни, ствол и ветки — многолетние. Ежегодно обновляются только листья и плоды. Значит, яблоко — фрукт.

Помидоры засевают каждый год, и все растение вырастает заново. Следовательно, помидор – овощ.

Приведем менее очевидные примеры. У банановой пальмы ежегодно обновляется внутренняя часть дерева, питающая плоды. Остается только внешняя кора. Внутреннего ствола не видно, поэтому можно ошибочно решить, что банан — фрукт. Но, поскольку часть растения, питающая плод меняется ежегодно, то банан — овощ. Тоже самое — ананас. Однако финиковая пальма растет не так, и финик — фрукт. Виноград — тоже фрукт, несмотря на то, что даже не может стоять самостоятельно, но корни и стебли у него — многолетние.

Читать еще:  Какие опилки используют для копчения. Какими опилками лучше коптить сало

Орехи — фрукт, но арахис — овощ.

Среди ягод есть и овощи и фрукты. Например, малина — овощ, так как кусты малины — однолетки. А плоды кустарника, например, крыжовник или смородина — фрукты, потому что эти кусты живут по много лет.

Теперь разберемся, какую бераху (благословление) надо произносить на разные виды еды. Попутно отмечу, что независимо от вида, вся еда, употребляемая евреем, должна быть кашерной, то есть — пригодной для еврейской души.

Сама обязанность читать перед едой берахот — одна из семи заповедей Устной Торы, которые «добавлены» к 613-ти заповедям Торы Письменной. Подробнее об этом — см. на сайте в ответе «Дополнительные семь мицвот».

Все благословения начинаются одинаково — Барух Ата Адо-най Элоhейну Мелех а-Олам. Что означает — «Ты, Всевышний, Властелин наших судеб и Царь всего мира — источник всех благословений». После этого идет завершающая часть берахи, которая для разных видов продуктов имеет свои отличия. Для простоты далее буду указывать только концовку.

Перечислю здесь все благословения, произносимые перед употреблением различных видов еды, по категориям.

Фрукт — Боре при а-эц («сотворивший плод дерева»).

Овощ — Боре при а-адама («сотворивший плод земли»).

Хлеб — а-Моци лехем мин а-арец («извлекающий хлеб из земли»).

Вино (или виноградный сок) — Боре при а-гефен («сотворивший плод виноградной лозы»).

Любые мучные изделия, кроме хлеба, а также рис — Боре миней мезонот. («сотворивший различные виды еды, насыщающие человека»).

Все остальное, не вошедшее в этот перечень (напитки, мясо, рыба, яйца, молочные продукты и т.д.) — ше а-коль ниhье бидеваро («по слову Которого все появилось»).

Вы правы: чтобы произнести правильную бераху, надо знать, как данный плод растет или из чего приготовлено блюдо.

Если возникло затруднение с плодом — несложно раз и навсегда выяснить, как он растет. Но вот что делать с блюдом, состоящим из ингредиентов, относящихся к разным группам нашего списка?

Следует отметить, что тема благословений — очень непроста. Ее обсуждали наши Учителя еще в эпоху Талмуда. Обсуждается она и по сей день раввинами нашего поколения. И во многих вопросах открыты различные грани Истины. Существуют и различные принципы установления благословения, но напрямую они к Вашему вопросу — не относятся.

Приведу здесь несколько общих правил.

Бераха на блюдо (не хлеб), содержащее муку, которая используется не для придания формы, но — для насыщения, произносят — Боре миней мезонот. Независимо от того, какие еще ингредиенты в нем есть.

Блюдо одной категории, в составе которого есть добавка продукта из другой категории, не меняет бераху при условии, что эта добавка — невелика по количеству и является второстепенной по отношению к главному ингредиенту.

Например, на овощной салат, в который добавлено небольшое количество, скажем, грецких орехов, произносится бераха — Боре при а-адама. То есть орехи в данном случае — не учитываются.

На мороженое в вафельном стаканчике — ше а-коль ниhье бидеваро. Ибо сделанный из муки стаканчик тут — лишь «вспомогательная добавка», чтобы укладывать в него мороженное. То же правило применимо и к шницелю, обжаренному в муке (или, допустим в панировочных сухарях), на который говорится бераха, как на мясо — ше а-коль ниhье бидеваро.

Этот принцип в Устной Торе называется икар ве-тафель — «главное и второстепенное».

Если перед нами — смесь из нескольких ингредиентов, и мы не можем определить, какой из них — основной, действует другое важное правило — лефи а-ров. То есть — «по большинству».

Разберемся в этом на примере супа.

Суп состоит из овощей и жидкости. Причем, и то и другое необходимо, чтобы мы могли назвать это блюдо — супом. В отличие, скажем, от салата с орехами, где салат останется таковым и без орехов, в супе не выделишь главное и второстепенное.

В таком случае выбор берахи зависит от того, как люди воспринимают эту еду. Если суп — густой, и большинство людей скажут, что он больше напоминает овощную кашу, бераху произносят как на овощи. Если — более жидкий, с относительно небольшим содержанием овощей, его можно расценивать как жидкость.

На практике, если возникли сомнения, достаточно самостоятельно оценить количественное соотношение ингредиентов.

Перед трапезой с хлебом произносится только бераха на хлеб, и пока не сказано завершающее благословение, ни на какие другие блюда не надо говорить бераху, но только — на десерт (сладкое или фрукты). Попутно отмечу, что перед благословением на хлеб делают омовение рук (нетилат ядаим).

На все продукты одной категории, которые человек собирается съесть за один прием пищи бераха говорится только один раз — перед первым из них. Например, если человек ест сыр, творог, яйца, пьет воду, он произносит благословение ше а-коль ниhье бидеваро один раз. Оно распространяется на все эти продукты.

Читать еще:  Как изловить хорька в курятнике. Как избавиться от хорька в курятнике

Соблюдать перечисленные правила в практике еврейской жизни — нетрудно. Большинство видов блюд — знакомы человеку, известно, из чего они сделаны, и, следовательно — можно понять какую бераху на них надо произносить. В гостях или в ресторане (разумеется, кашерном!), если по поводу какого-то блюда есть сомнения, достаточно задать один вопрос в трудных случаях — два. Например — поинтересоваться много ли в запеканке муки.

После еды также есть несколько видов благословений, в которых мы выражаем благодарность Творцу за возможность утолить голод, насытиться. Но это уже — тема отдельного обсуждения.

В заключение подчеркну, что, читая благословения перед едой, мы обращаемся к Творцу множество раз в день, что помогает нам глубже осознать, что все, даже глоток воды — в Его руках.

Автор текста Хаим Аккерман

Благословения на еду

В Тему

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Согласно еврейскому закону, мы произносим благословения и до, и после еды.

Перед едой необходимо произносить благословение на самое малое количество пищи, а после — только если человек насытился или, по крайней мере, съел ке-зайт (количество пищи объёмом с маслину — примерно 26-29 мг).

Перед едой установлены отдельные благословения на различные виды пищи — плоды земли (овощи), плоды деревьев (фрукты), хлеб, вино, мучные изделия и т.д.

А после еды — неважно, что именно ели, — достаточно произнести одно благословение «Борэ нэфашот» («…Сотворивший множество живых существ и всё, в чём они нуждаются»); исключение — благословения после хлеба и после семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля: эти продукты имеют особое значение, и после них установлены специальные благословения.

Объяснить это можно следующим образом.

До еды, перед тем как насладиться вкусом пищи, мы благодарим Всевышнего за этот подарок. А после еды, снова говорим «спасибо», ощутив наслаждение насыщения.

Так как до еды мы благодарим за вкус, поэтому не имеет значения количество пищи — ведь даже малая толика доставляет удовольствие. А так как различные виды пищи различны по вкусу, установлены отдельные благословения на каждый из них.

Когда же мы произносим благословение после еды, мы благодарим за насыщение, и в этом смысле нет принципиального различия между мясом, овощами или фруктами — чувство насыщения одно и то же. Поэтому достаточно одного благословения на всё (кроме хлеба, вина и т.п. продуктов, см. выше, которые обладают особыми свойствами насыщать и радовать душу, см. Теилим 104).

Приводим текст благословений (брахот), которые произносят перед едой, набранный русскими буквами.

Перед тем, как есть хлеб, омывают руки (льют из ковшика 2 раза на правую и 2 раза на левую) и говорят:

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ АШЕР КИДШОНУ БЭ-МИЦВОСОВ ВЭ-ЦИВОНУ АЛЬ НЭТИЛАС ЙОДОИМ

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук).

Перед тем, как есть хлеб:

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ А-МОЙЦИ ЛЭХЕМ МИН А-ОРЕЦ

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Взрастивший хлеб из земли).

Перед тем, как есть пищу, приготовленную из пшеницы, ячменя, ржи, овса и полбы (по мнению многих, также из риса), кроме хлеба:

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ МИНЭЙ МЭЗОНОЙС

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший разнообразные виды пищи, которые насыщают).

Перед тем, как пить виноградное вино или виноградный сок:

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ГОФЕН

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший плод виноградной лозы).

Перед тем как есть фрукты, которые растут на дереве (включая, например, вишню):

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ЭЦ

(…Сотворивший плод дерева).

Перед тем, как есть плоды земли (овощи и всё, что растёт на земле, включая, например, ананасы, а также бананы, т.к. банан не считается деревом, а значит, его плоды — плоды земли):

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-АДОМО

(…Сотворивший плод земли).

Перед тем, как есть другие виды пищи или пить другие напитки (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, воду и т.д.):

БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ ШЭ-А-КОЛЬ НИ h ЙА БИ-ДВОРОЙ

(Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, по Чьему слову возникло всё).

Какие молитвы говорят перед едой?

Рав Бенцион Зильбер

Кто может мне написать молитву русскими буквами на иврите?

Кицур Шульхан Арух 52. Законы произнесения благословений «…сотворивший плод дерева», «…сотворивший плод земли» и «…по слову Которого существует все»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Источники:

http://online-knigi.com/page/54864?page=73
http://shofar7.com/2013/06/06/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%84%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82-%D0%B8-%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%89-%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%85a-%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2/
http://toldot.ru/blagoslovenieEda.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector