106 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Земляничное. Земляничное (Крым)

Земляничное. Земляничное (Крым)

Земляничное дерево, или Арбутус (лат. Arbútus) — это вечнозеленое растение, род кустарников или деревьев семейства Вересковые (Ericaceae). В природе произрастает около 20 видов Земляничника в Крыму, на Кавказе, в Средиземноморье, западной Европе и Америке. Земляничное дерево, получил своё название из-за оригинальной формой плодов, представляющих собой розово-красные шарики, по форме напоминающие землянику.

В домашней комнатной культуре выращивания распространён земляничник крупноплодный – небольшое деревце, до метра в высоту.
Земляничное дерево , растущее в природе, может достигать высоты 5 метров и жить более 50 лет. Кора деревьев гладкая, красного или бурого цвета, листья кожистые и крупные.


Земляничное дерево декоративно и привлекательно, его украшают одновременно и цветы, и плоды.
Цветки Земляничного дерева довольно мелкие, напоминают соцветия ландыша, и собраны в метелочки. Цветёт земляничное дерево осенью, а зимой находится в состоянии покоя, но не сбрасывает листву.


Земляничник — прекрасный медонос, аромат цветов привлекает множество насекомых, однако мёд из его цветков слегка горьковатый. Цветки растения белые, плоды оранжевые, после созревания становятся ярко красными. Плоды Земляничного дерева съедобны, они очень вкусные и сочные, употребляются в сыром виде, и используются в приготовлении.

Растет земляничное дерево на светлом и тёплом месте, в выборе почвы не прихотливо. Нуждается в регулярном поливе и подкормке комплексными удобрениям особенно в период активного роста и созревания плодов.

Размножается земляничное дерево в основном семенами. Семена можно высевать на протяжении всего года. Посев поверхностный, семена слегка присыпают грунтом или песком, накрывают плёнкой и выдерживают в тёплом месте до появления всходов, которые следует опрыскивать. Растет земляничное дерево медленно, зацветает примерно через год после посева.


Дикорастущей разновидностью растения является земляничник мелкоплодный. Листья кожистые и гладкие, немного напоминают листья груши. Ствол гладкий, как отшлифованный, сизовато-красный. Плоды собраны в гроздья, ярко-красного цвета, съедобны.

Цветет земляничник мелкоплодный зимой, крона его усыпана белыми и нарядными цветами почти до конца марта.


Весной, в период созревания плодов, земляничник раздевается, сбрасывая кору со ствола и крупных ветвей. За это интересное и редкое свойство дерево получило в народе название бесстыдница, или «шептунья», так как в знойные дни можно услышать шелест, «шепот» сбрасываемой коры земляничника.


В отличие от крупноплодного земляничника мелкоплодный может произрастать на бедных и более сухих почвах.
Земляничное дерево нашло применение и в медицине. Цветки дерева имеют медовый, мягкий аромат.

Английская сказка о Земляничном дереве.

Однажды земляничное дерево полюбило птичку, укрывшуюся в листве. Птичка была очень больна, и земляничное дерево, обладая лечебными свойствами и добрым сердцем, вылечило её. Птичка выздоровела и улетела, а дерево загрустило, собрав все свои силы, вырвая свои корни из земли, отправилось в горы на поиски любимой птички.
Долгие годы земляничное дерево взбиралось на вершину горы, его палило солнце, и кора шелушилась и отваливалась от ствола, но она так и не смогло добраться до вершины горы. Устало дерево карабкаться по каменистым утёсам и произнесло: «Сut love» — «умерла любовь», или как говорит поговорка: «насильно мил не будешь»….

Земляничное дерево замечательно тем, что это единственное вечнозеленое лиственное дерево в природной флоре субтропиков Крыма. Листья его плотные, кожистые, блестящие, довольно правильной овальной формы. Они хорошо переносят небольшие морозы зимой.

Гулять по Алупкинскому парку — одно удовольствие! Мир удивительно красивых редких деревьев, возле которых непременно чувствуешь себя маленькой девочкой… И дело совсем не в разнице роста. Просто стоя под их кронами очень остро ощущаешь, что у тебя-то жизнь одна — своя собственная, а у Земляничного дерева целое сплетение жизней! Аура красноватой кроны этих деревьев такая, что вы ощущаете её всей кожей!

Канул в лету рецепт приготовления верескового меда из вереска (лат. Callúna vulgáris), дающего людям силу и молодость.

Читать еще:  Грибы в крыму мышата фото. Съедобные грибы Крыма

Вересковый мёд
(Роберт Льюис Стивенсон. Перевод Самуила Маршака)

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.

Пришёл король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый — на живом.

Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.

Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.
Король глядит угрюмо:
«Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!»

Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет, —
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.
Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.

Гневно король промолвил:
— Пытка обоих ждёт,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море — катились валы.

И вдруг голосок раздался:
Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!
Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну!
Карлик сказал королю.

Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!
Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем.
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нём.
Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод,
А я научу шотландцев
Готовить старинный мёд!

Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.
Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик…
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик.

Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрёт
Моя святая тайна —
Мой вересковый мед!

Земляничное (Крым)

Земляни́чное (до 1945 года Ортала́н; укр. Земляничне , крымскотат. Ortalan, Орталан ) — село в Белогорском районе Крыма, центр Земляничненского сельского совета. Население — 732 человека по переписи 2001 года. Курорт.

Содержание

География

Земляничное находится на востоке района, в верхней части долины Индола (Су-Индол). Расположено в горной котловине Внутренней гряды Крымских гор, образованной стыком долин Индола и ручья Чамар, правого притока Мокрого Индола [1] . Село лежит в километре к югу от шоссе Симферополь — Феодосия, высота над уровнем моря — 330 м [2] . Ближайшие сёла — Еленовка в 1,2 километрах севернее и Радостное — в 2,5 км на северо-восток. Расстояние до райцентра — около 21 километра, до железнодорожной станции Феодосия — примерно 50 км.

История

Древняя история

Орталан — древнее, как и многие горные сёла, христианское поселение, основанное в средние века потомками готов и алан, смешавшихся с местным населением [3] . Известно поселение, существовавшее с XIV века, но археологических раскопок на нём не проводилось [4] . Впервые упоминается в итальянских документах конца XIV века, как владение генуэзского Солдайского консульства [5] . После захвата в 1475 году генуэзских колоний Османами их земли включили в Судакский кадылык Кефинского эялета империи. Упомянуто селение Орта Алан в Джизйе дефтера Лива-и Кефе (Османских налоговых ведомостях) 1652 года, где перечислены несколько имён и фамилий налогоплательщиков-христиан [6] . Крымскому ханству село официально принадлежало всего 9 лет: от обретения ханством независимости в 1774 году до присоединения к России в 1783 году.

Читать еще:  Волжанка карликовая. Волжанка карликовая – Волжанка карликовая: посадка и уход, фото

В селе, с древних времён, существовала церковь, к началу XVIII века разрушенная, взамен которой в 1740 году жители возвели новую, пророка Илии. [7] . Остатки церквей, позже разобранных, видели в конце XIX века [5] .

В «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова от 18 сентября 1778 года записано, что из деревни Вуртолн выселено всего 33 крымских грека [8] (в ведомости митрополита Игнатия выведенных из Арталана семей не указано [9] ). Встречаются, также, утверждения, что Орталан населяли армяне [5] [10] , но известными документами это пока не подтверждено.

Российская империя и новое время

В Камеральном Описании Крыма… 1784 года записано, что в последний период Крымского ханства Орталан, записанный как Яюрт, входил в Ширинский кадылык Кефинского каймаканства [11] . После присоединения Крыма к России 8 февраля 1784 года, деревня была приписана к Левкопольскому, а после ликвидации в 1787 году Левкопольского [12] — к Феодосийскому уезду Таврической области [13] . После Павловских реформ, с 1792 по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии [14] . По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии [15] , Орталан был включён в состав Кокташской волости Феодосийского уезда.

По Ведомости о числе селений, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года, в деревне Орталы числилось 25 дворов, 81 крымский татарин и 66 греков [16] . На военно-топографической карте 1817 года обозначена деревня Орталан с 22 дворами [17] . После реформы волостного деления 1829 года Арталак, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 г» остался в составе Кокташской волости [18] . На карте 1842 года в деревне Орталан обозначено 56 дворов [19] .

В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревню приписали к Салынской волости того же уезда. В «Списке населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 г.», составленном по результатам VIII ревизии 1864 года, Орталан — греческо-татарская деревня с 30 дворами, 219 жителями, армянским монастырём, мечетью и целебным источником Саулук-Су (на трёхверстовой карте 1865—1876 года в деревне Орталан обозначен 31 двор [20] ). В «Памятной книге Таврической губернии 1889г» по результатам Х ревизии 1887 года записана Орталан с 60 дворами и 317 жителями [21] . По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год» в Орталане, не входившей ни в одно сельское общество, числилось 277 безземельных жителей, домохозяйств не имеющих [22] . Согласно Всероссийской переписи 1897 года в селе Орта-Лан зафиксировано 541 житель, из которых 182 православных (видимо, греков) и 352 мусульманина (то есть, татар) [23] . По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в деревне Орталан, входившей в Коперликойское сельское общество, числился 581 житель, домохозяйств не имеющий [24] . В Статистическом справочнике Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск седьмой, Феодосийский уезд, 1915 г. в Салынской волости значатся — уже село Орталан и 2 имения — Г. Л. Спендиарова и неких Таншал и Ралли того же названия [25] .

При Советской власти, в результате административных реформ начала 1920-х годов, к 1922 году была упразднена волостная система [26] и, согласно Списку населённх пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г. Орталан был центром Орталанского сельсовета Карасубазарского района [27] .

Вскоре после освобождения Крыма, согласно Постановлению ГКО № 5859 от 11 мая 1944 года [28] , все крымские татары были депортированы в Среднюю Азию, а 27 июня, по постановлению № 5984сс от 2 июня, та же участь постигла местных греков [29] . Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Орталан переименовали в Земляничное и, соответственно, Орталанский сельсовет — в Земляниченский [30] .

Читать еще:  Байтрил для попугаев. Как применять байтрил для птиц и животных

с. Земляничное

Перевалы Восточного Крыма.

Описываемую часть Главной гряды Крымских гор мы посещали несколько раз, поэтому будут представлены фотографии, сделанные в разное время. Обзор проведем с востока на запад, от перевала Маски до Караби-яйлы.

На подходах к главным объектам путешествия – перевалам, сделаем кратковременные остановки для осмотра интересных мест.
На трассе Алушта – Судак, в селе Малореченское, на краю обрыва над морем находится удивительная по красоте церковь-маяк святого Николая Чудотворца – покровителя моряков и путешественников.
Одно из немногих архитектурных сооружений в Крыму, созданных после Октябрьского переворота,

которым можно любоваться.

А вот и антипод не заставил себя долго ждать. На самом берегу моря, в с.Рыбачьем, сооружаются бетонные “курятники”. И это на фоне захватывающего дух вида побережья до Нового света и мыса Меганом.

Не доезжая села Морское, высоко над морем видны остатки некогда грозного укрепления (башни Чабан-Куле) местных феодалов, генуэзцев братьев Гуаско.

За Морским мы покидаем дорогу, ведущую из Алушты в Судак, и вдоль речки Ворон начинаем подниматься в горы. Левый приток Ворона – р.Ай-Серез (Святой Сергий) приводит нас в село Междуречье (ранее “Ай-Серез”).

Едва заметные в этих краях речушки не должны усыплять бдительность путешественников.

Это самый селеопасный район в Крыму. На околице села, у реки – старый родник, недавно заботливо,

с любовью восстановленный.

На тюркском языке родник, как правило, называется либо “чокрак”, либо “чешме”.

Чокрак не каптирован, а вот чешме это родник, зачастую красиво оформленный.

На русском их называли фонтанами. Существует хорошая традиция, увековечить память человека,

чьими заботами создан фонтан.

В данном случае восстановил источник Абдулла, сын Фикрета Юртера – правозащитника и поэта,

живущего ныне в США, но родившегося в селе Ай-Серез.

Дороги, ведущие с побережья через перевалы на север, почти всегда начинаются в оврагах, вдоль русла рек.

Подъем не сложный, если не очень любишь свою легковую машину, можно и на ней проехать.

Вот и первый привал после долгого пути от Ялты. Довольно уютно – столик и тень.

Покидаем русло реки, подъем становится круче и, наконец, мы взбираемся на водораздельный хребет

между реками Ай-Серез и Ворон.

Поневоле хочется сделать здесь остановку подольше, взгляд не устает любоваться открывающимися видами.

И могучие горы над головой, и уютные котловины под нами – все завораживает.

Вот, наконец, и перевал с необычным названием Маски (скорее всего от имени личного).

Когда-то здесь была популярная туристическая стоянка. Сейчас тишина.

Активный отдых трудящихся (так когда-то говорили) ушел в прошлое.

Нынче олигархи рвут Крым на клочья в виде частных охотугодий.

На север, от перевала дорога через 6 км. приводит в село Земляничное.

Мосты через овраги зачастую разрушены и, конечно все они именуются “чертовыми”.

Километр с небольшим, и относительно ровная грунтовка через лес уже у другого перевала – Ворон,

от него дорога спускается на юг к одноименному селу. Но нам на нее завтра, а пока наш путь по плоскогорью

на юго-запад. Через 3 км. на седловине обширные поляны, с прекрасным родником.

Туристическая стоянка здесь носила имя Воронский домик. Не так давно еще были видны остатки домика пастухов.

С утра спускаемся по довольно приличной дороге в село Ворон.

Виноградники совхоза “Морской” – верная примета, что до цивилизации уже не далеко.

Следующую экспедицию в эти края организовали с севера. Съезд с трассы Симферополь – Феодосия

И тут же первая достопримечательность – средневековая армянская церковь за околицей села.

Источники:

http://www.evpatori.ru/zemlyanichnoe-derevo-v-krymu.html
http://dal.academic.ru/dic.nsf/enwiki/"/dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1499657
http://4x4pohod.ru/tag/%D1%81.+%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

×
×